Приданое как символ семейного благополучия
Еще несколько десятилетий назад во время подготовки свадьбы большое внимание уделялось обсуждению приданого. Собственно говоря, оно было тем исходным капиталом, с которого начиналась самостоятельная жизнь молодой семьи, поэтому должно было состоять из различных предметов быта.
Белорусские этнографы склонны считать, что приданое состояло из трех основных частей. Во-первых, в него должны были входить предметы повседневного обихода: подушки, постельные принадлежности, одежда невесты, одежда жениха. Во-вторых, приданое служило началом формирования собственного хозяйства, поэтому в его состав входил домашний скот. В-третьих, родители невесты должны были показать размеры земельного надела, который переходил в собственность молодой семьи. Во второй половине XIX в. и первой половине ХХ в. эквивалентом этой части приданого стали деньги: «Чтобы женить сына по-старому, до сих пор сохранившемуся обычаю, нужно построить ему отдельный двор — то есть, дом со всеми дворовыми строениями; дать огород и участок под сено, а также и денег, чтобы было за что зацепить руки, другими словами — чтобы было с чем начать вести хозяйство. Чтобы выдать дочь замуж, надо дать ей приданое — огород, участок под сено, деньги и хорошую одежду, потому что голую никто не возьмет». Обсуждение приданого жениха и невесты происходило во время сватовства, обручения и помолвки:
– Дадите коровку, свинку, овцу и катеринку (сто рублей)!
– Ай, сватушка, уж коровку и свинку, а зачем катеринку?
– Твоей дочери у чужих людей вдвоем веселее будет — она да катеринка!
Нередко родители с одной и с другой стороны так и не приходили к согласию по поводу приданого — тогда родственники молодых назначали специальную встречу, которая называлась «на договор». Переговоры такого характера могли длиться не один час и даже не один день. Считалось очень неуважительным, если родители невесты по каким-либо причинам пытались «подкорректировать» состав приданого или совсем отказаться от него во время свадьбы.
Бывало и так: отец сватал своего сына сразу в нескольких семьях. В этом случае преимущество могло быть отдано той девушке, чье «приданое» оказывалось более весомым. А чтобы потом никто из родителей не пошел «в отказ», составляли специальную бумагу, которая называлась «предбрачное». В этом «документе» подробно прописывалось, что будет дано за невестой, а что за женихом:
– Ну, напишите предбрачное, пусть уж делу конец.
– Или вы моим словам не верите?
– Слова — ветер, а бумага — грунт...
В некоторых местах «брачные записи», или «перепись», составлял священник.
На Гродненщине переговоры о приданом называли «лад». На «лад» шли в четверг в дом к невесте, чужих не приглашали, собирались тесным семейным кругом. Этот этап предсвадебного периода имел пограничный характер. Каждая из сторон могла принять любое решение, хотя, конечно, преимущество было на стороне родни жениха. Кроме того, и сам жених имел возможность отказаться от просватанной невесты. По предварительной договоренности с женихом сват просил у родителей невесты включить в приданое довольно большую сумму денег. И если отец не мог дать за дочерью такое «приданое», жених возвращал девушке ее подарки и обязательно — бутылку с рожью, обвязанную полотном и поясом. Если парень не вернет этот самый главный атрибут сватовства, то будет проклят девушкой. Это объяснялось так: «Не отдал рожь, не будет жизни». Считалось, что этот атрибут предсвадебных обрядовых действий напрямую связан с будущим семейным счастьем девушки.
Так что современный брачный договор (или «брачный контракт») между женихом и невестой — отнюдь не новация нашего прагматичного времени. С давних времен считалось, что надежной основой удачного брака является не только взаимная симпатия жениха и невесты, но и прочный хозяйственно-экономический фундамент.
Оксана Котович, Янка Крук, 2 июля 2013 года.
Газета «Звязда», источник: http://old.zviazda.by/ru/pril/article.php?id=113785
Далее: покупайте белорусское. А если нужен инструмент? Смотрите все статьи.