Символика печи в традиционной культуре восточных славян
По диагонали от угла в крестьянской избе всегда располагалась обязательно побеленная печь. Она обогревала дом в холодный период года и во многом предопределяла особенности традиционной белорусской пищи: основные блюда должны были «хорошо свариться» в течение рабочего дня. Со временем она стала главным местом в доме, символом жизни, живительным очагом, который наделял силой солнца всех домочадцев. Огонь в печи воспринимался как земной эквивалент небесного светила, название которого в белорусской народной лексике нередко звучало как «слонка», поэтому и приспособление для того, чтобы закрыть печь на ночь или днем, называли «заслОнка» (или «зАсланка»).
Печь была одним из основных ритуальных центров крестьянского жилища. В повседневной жизни огонь в печи необходимо было поддерживать постоянно в течение суток. Для этого вечером угольки засыпали в специальное углубление в печи, а утром, прочитав молитву, разжигали новый огонь.
Гасили огонь только в исключительных случаях:
- когда в доме находился умерший;
- во время эпидемии или мора домашнего скота;
- в большие праздники (такие, как Рождество, Пасха, Купалье, Богач, то есть те, которые соответствовали фазам годового движения Земли вокруг Солнца) и др.
Чтобы сохранить благополучие семьи, хозяйки не одалживали «огня» (пылающие угольки) из печи после захода солнца. Оживление нового дома сопровождалось перенесением огня из печки старого жилья.
К печи всегда относились с большим вниманием и уважением: на ней отдыхали, она согревала и лечила, на ней зарождалась новая жизнь, там же иногда старые люди ждали свои последние дни. Поддержание огня и приготовление пищи были похожи на поддержание жизни на земле. Печь старались держать закрытой. Если кто-то из домочадцев собирался в дорогу, то ее закрывали, даже если в ней горел огонь. Закрытой печь держали и тогда, когда женщины начинали закладывать основу, прясть, ткать. Внимательно следили за тем, чтобы никто не садился на печь, пока в ней выпекали хлеб, а также запрещали «выливать помои и другую жидкость в подпечек, ведь посаженные хлеба не будут подходить, румяниться и запекаться». Как только хлеб вынимали из печи, тут же на его место обязательно клали одно-два полена, чтобы «благополучие в доме не переводилось».
Особое внимание уделялось печной трубе — дымоходу. Ужин осенних Дедов начинался с того, что хозяин подходил к печке, смотрел в трубу и называл имена умерших родных. Дымоход всю ночь держали открытым, чтобы души умерших могли прибыть в дом и «угоститься» теми поминальными блюдами, которые хозяева обязательно оставляли на столе на ночь. Когда терялось животное, хозяйка звала его через дымоход: считалось, что неведомая сила, оберегающая дом и двор, вернет домой заблудившийся домашний скот.
Заметное место занимала печь в свадебной обрядности. Так, перед тем как сваты выходили из дома жениха, его мать закрывала печь заслонкой, связывала поясом вилки, сковородник, кочергу и другие предметы, которые стояли у печи, и бросала на печь, сват «грел» о печь руки и т. д. Когда сваты приходили в дом к невесте, нередко обращались со словами приветствия к печке как хранительнице тепла, а значит, и семейного счастья. А просватанная девушка, пока гости вели переговоры с родителями, забиралась на печь, словно искала там правильное решение. Спрыгнув на пол, будущая невеста тем самым подавала знак, что она согласна пойти замуж.
Не каждый печник, между прочим, мог сложить хорошую печь. Необходимо было владеть профессиональными навыками и знаниями, которые передавались из поколения в поколение и хранились в секрете. Одно из таких правил: печь нужно класть в полнолуние, тогда она «будет долго служить и хорошо греть».
Оксана Котович, Янка Крук. Газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2014/01/28930.html
Далее: купание со смыслом: девочкам — рожь, парням — девясил. Смотрите все статьи.