Братчина
Так обычно называли деревенскую общину, которая имела право регулировать отношения односельчан. Повсеместно братчиной называли деревенские праздники, которые проводились в течение года. Этими словами называли также жбан и напиток в нем. Есть сведения о том, что братчины появились еще в дохристианские времена. Позже они проводились в дни больших храмовых праздников в честь событий Православной Церкви, например, «Микольщина», «Михайловщина», «Кузьминки», «Покровщина» и т.д.
* В день празднования братчины односельчане ставили в церкви большую свечу, деньги на которую собирали «миром» («огулом») и служили молебен о ниспослании на них благополучия.
* К братчине, в ходе которой обязательной была ритуальная трапеза всех членов общины, специально забивали скот (быка, вола, поросенка, барана). Мясо варили, после чего обязательно делили на две части: одну — жертвовали церкви, вторую — делили по количеству семей в деревне. На братчину варили пиво, медовуху, пекли огромные караваи, например, на Илью — в честь окончания жатвы.
* Обязательное правило братчины — это складчина (ссыпка, мирщина, огульщина). На определенном месте в деревне накрывали длинный стол, ставили на него все продукты, которые приносила каждая семья.
* На братчину выбирался староста, который руководил подготовкой и самим праздником.
* Прежде чем начать трапезу, в деревне проходила так называемая «мирская сходка», на которой решались споры между сельчанами, ссоры в семьях, другие частные проблемы. Дела всегда решались мирно, по-дружески. После сходки-примирения предлагались взаимные угощения, переходящие как бы в отдельное празднество, на котором царили дружба, мир и братство между односельчанами.
* В Гомельской и Могилевской областях в городах и селах существовали так называемые «свечные» братства. К празднику вся деревня собирала воск, из которого члены братства делали большую свечу, иногда превышающую 30 килограммов, определяли очередь, кому и за кем принимать «мирскую», «братскую» или «заветную» свечу в свой дом. Случалось, таким свечам давали название в честь того праздника, когда она была сделана — Васильевская, Никольская, Юровская и т.д. К Празднику свечи приурочивали ярмарки и торговлю, где приобретали скот, полотно и другие сельскохозяйственные товары.
* Одним из обязательных условий существования братства была помощь малообеспеченным людям: сиротам, вдовам, больным. Обычно перед братчиной на их подворьях устраивали и артель — общедеревенскую помощь (жатва, копание картошки и т.д.).
Газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/04/78961.html
Далее: ворота. Смотрите все статьи раздела.