Последние шесть дней перед Пасхой были обозначены статусом уважения к космосу своего жилья и работы. Каждый из них приближал человека к окончательной победе Дня над Ночью, а в христианской традиции - Жизни над Смертью. Поэтому встрече необычного события предшествовало кропотливое обновление всего окружающего. Первые дни недели были посвящены наведению порядка - сначала во дворе (в саду, огороде, хлеву), а затем уже в доме - в центре крестьянской вселенной. Поэтому эти дни называли "чистые": Чистый понедельник, Чистый вторник.

В Чистый понедельник начинали наводить порядок во дворе, возле сарая, хлева, отовсюду выгребали прошлогодний мусор. Обязательно убирались в саду, сжигали или закапывали старые листья и сухие ветки. Именно в этот день белили дом и все дворовых постройки. Наводили порядок и в хлеву: чистили домашний скот, выбрасывали навоз. А еще тому, кто хотел иметь успех летом в отыскивании птичьих гнезд, советовали: "В Чистый понедельник - не есть и не пить весь день".

Во вторник начинали наводить порядок в доме. Все домашнюю утварь выносили из дома, пересушивали, выбивали пыль, вымывали окна, выметали из всех закутков мусор, белили печь, обязательно пряли.

Среда на Страстной недели получила название Дровяная страсть, потому что в этот день нужно было вымыть все деревянное: выскребали столы, скамейки. Обязательно чистили или выскребали ножом лоханку и хлебную лопату.

Через два-три дня в хлебной деже будут ставить тесто для "святого" хлеба - пасхи.

Христианские книжники утверждают, что традиция встречать Великодень-Пасху специально приготовленным для этого хлебом имеет более ранние, еще ветхозаветные истоки, которые уходят во времена иудейского рабства в Египте. Ежегодно иудеи отмечали праздник начала весны, который назывался "песах", или "праздник опресноков", то есть, "пресного хлеба мацот". Сказание времен Ветхого Завета свидетельствует о том, что, уходя из египетского плена, иудеи не успели как следует заквасить хлеб, поэтому прихватили с собой пресное (без дрожжей) тесто. В походных условиях они смогли приготовить только самые простые лепешки. С тех пор, встречая Пасху, иудеи молятся Богу в знак признания и благодарности и обязательно причащаются ритуальным хлебом. Иисус Христос, как сын иудейского народа, не нарушил эту традицию во время последней Тайной Вечери, а только наполнил ее новым содержанием. Он преломил хлеб-опреснок (славяне ломали хлеб только на кладбище) и сказал, что это его тело, которое он приносит в жертву за человеческие грехи. После этого в христианской церкви был введен христианский обряд евхаристии - причащения, однако вместо "мацы" стали использовать "пасху", артос (греч. - хлеб) и просфоры ("просвирку"). В католической традиции опресноки сохранились до нашего времени, их называют "облатки". А вот в среде православных верующих произошел синтез двух традиций.

В отличие от древней иудейской (подорожной) традиции - выпекать не квасной хлеб, белорусы не отошли от своей исконной традиции готовить праздничный хлеб, видя в нем прежде всего не только любимое угощение, но и самый выразительный символ будущего благополучия. Поэтому тесто вымешивают особенно тщательно, добавляя в него довольно много яиц и масла. Чтобы дрожжи хорошо "выходились", а хлеб не был недопеченным, а великолепным, легким, тесто несколько раз осаждали. При этом все действия с тестом нужно было делать в полной тишине. Когда тесто "созрело", его раскладывали по специально приготовленным формам, а сверху украшали христианской и дохристианской символикой: опоясывали косой, делали крестик, с обеих сторон которого крепили две буквы из того же теста - "Х" и "В".

А еще в эту среду надо было обливать домашних животных снеговой водой, чтобы они были здоровыми и не "боялись" дурного глаза.

Оксана Котович, Янка Крук. Газета "Звязда", www.zvyazda.mіnsk.by, апрель 2011 года.

Далее: оставь "слезу" на дне. Смотрите все статьи.


школьная мебель из РБ УП «СВ КЛАСС»
Беларусь, г. Бобруйск
тел./факс: (0225) 43-98-50 (для РБ)
(+375225) 43-51-68 (для других стран)
обратная связь | статьи

карта сайта

 
See this site in English , Turkish
©  УП «СВ КЛАСС» — белорусский производитель школьной мебели, 2002-2019.