По свидетельствам многих этнографов, основным днем чествования памяти умерших на первой пасхальной неделе был четверг. Его называли по-разному: Навский великодень, Навская Пасха, Навский четверг, Пасха мертвых.

По свидетельству этимологов, лексема "навский" происходит от древнеславянского "навье", что означает "дух покойного", душа новопреставленного, т.е. покойного в течение первого года поминовения.

Действительно, если проследим ключевые события весеннего цикла праздников (а с приходом христианства - православной Пасхалии), начиная от Масленицы и заканчивая Вознесением, то заметим, что как раз на четверг приходятся самые ответственные обрядовые события. Особенно акцентированным в ритуальном плане были четверг на масленичной неделе, Чистый четверг - последний перед Пасхой, наконец, четверг перед Троицей - Вознесение.

Четверг пасхальной недели также насыщен ритуальными действиями, направленными в адрес наших предков. Думается, что до прихода христианства четверг был самым "духовным", "праздничным" днем недели. С приходом христианства события, связанные с жизнью Христа, были перенесены на день воскресения (воскресенье), а ритуалы поминовения предков так и остались сопряженными с четвергом.

Необходимо отметить, что "ареалы" традиции почитания предков не выделяются какой-то целостностью или компактностью. Например, в Узденском районе в начале ХХ в. дней поминовения умерших было два. В одних деревнях (в которых были церкви) кладбище посещали в четверг, получивший название "Пасха мертвых". Основным ритуальным действием этого дня было "христосование с мертвыми". В других деревнях предков поминали на Радуницу.

Скорее всего, "Навская Пасха" приходилась на четвертый день недели уже под влиянием христианской традиции. Всю пасхальную неделю называют святой, однако наиболее широко отмечаются и выделяются рядом обрядовых регламентаций первые три дня Пасхи (это вполне соответствует и мифологической, и библейской символике тройки). Как только люди отдавали дань Христу, тут же на передний план выходили свои предки. Четверг и стал "навским", потому что Богу-Творцу представляли души тех людей, после смерти которых еще не прошел один год.

Оксана Котович, Янка Крук. Газета "Звязда", www.zvyazda.mіnsk.by, апрель 2011 года.

Далее: культ предков в традиционной культуре белорусов. Смотрите все статьи.

Купить компрессор промышленный разной мощности можно на сайте astana.compressorzavod.ru

школьная мебель из РБ УП «СВ КЛАСС»
Беларусь, г. Бобруйск
тел./факс: (0225) 43-98-50 (для РБ)
(+375225) 43-51-68 (для других стран)
обратная связь | статьи

карта сайта

 
See this site in English , Turkish
©  УП «СВ КЛАСС» — белорусский производитель школьной мебели, 2002-2019.