Сглаз
Сглаз (призор, озык, уроки, сурок) — болезненное состояние, по народным представлениям, вызванное взглядом «плохого» человека. Нашим предкам был хорошо известен энергетический обмен между людьми: одни люди «наделяли» окружающих силой, хорошим настроением, бодростью; другие, наоборот, могли сделать человека нетрудоспособным, «забрать» здоровье, повлиять на его судьбу.
Считалось, что энергетическое воздействие на человека происходит через глаза. Поэтому и говорили: «Недобрый глаз, не смотри на нас». Или так: «Черный глаз, карие очи, спасите нас!».
* При встрече с человеком, который был известен как «нехороший» (завистливый, злой), стремились обязательно защитить себя словесным оберегом — заговором, молитвой. Например: «Вокруг меня круг, рисовала его не я, а Богородица моя». При этом надо было мысленно нарисовать вокруг себя круг или стать в костер (мысленно), пламя которого не позволит вам навредить.
* В народе существовал ряд магических действий, которые нужно было выполнить перед и после встречи с таким человеком: показать кукиш, сплюнуть через левое плечо, надеть белье на изнанку, быстро завязать узлы на поясе или, если возможно, на одежде.
* Кроме этого, считалось, что от «плохого» глаза охраняют обереги — вещи, которые необходимо постоянно носить при себе: шпилька, немного четверговой соли, зашитой в мешочек красного цвета; нитки, лента, пояс красного цвета; всевозможные амулеты из сушеных трав и кореньев, а также камней.
* Опять-таки оберегом младенца от сглаза было то, что до крещения никому не говорили его настоящее имя. Ребенка называли другими именами (Богданчик, лялька), названиями растений, животных и т.д.
В народной культуре было запрещено хвалить маленького ребенка, говорить, какой он здоровый, красивый, веселый и т.д., потому что этими словами можно разгневать небесные силы, и ребенок заболеет. О тех, кто нарушал этот запрет, в народе ходила дурная слава.
* Народные целители знали много способов лечения от сглаза. Один из таких способов — лечение водой: брали «неначатую» (т.е. никем не питую) родниковую или Крещенскую воду, клали в нее три уголька из печи, желательно от сожженного березового полена, сыпали немного четверговой соли, читали заговоры и опрыскивали больного или давали ему пить. После этого больного просили обтереться исподним, подолом юбки и т.д., но обязательно левой стороной. При лечении ребенка именно мать должна была обтереть его своей юбкой.
Считалось, что роса, собранная на Юрия (6 мая) и Прокла (25 июля) спасает людей от сглаза и призора.
* От сглаза защищали не только людей, но и корову — домашнюю кормилицу. Считалось, что «лишние» глаза при дойке и отеле «заберут» молоко, навредят корове и теленку.
* По той же причине чужих не пускали на гряды при посеве или посадке: «Чужой глаз — как злой враг, а зависть — как ржавчина: весь урожай уничтожит!».
Газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/03/76846.html
Далее: неделя. Смотрите все статьи раздела.