Красный цвет в народной культуре
Наиболее значимые этапы в жизни человека (рождение - свадьба - смерть) сопровождаются сложными и продолжительными по времени ритуально-обрядовыми комплексами, структура которых имеет амбивалентный (одновременно обращенное в прошлое и в будущее) характер. С одной стороны, они констатируют факт "смерти" человека в его предыдущем социальном статусе, а с другой - выполнение определенного ритуала позволяет его участнику выйти из переходной зоны (зоны смерти-перерождения) и получить принципиально иной общественный статус.
Приведем лишь некоторые примеры взаимосочетания или ритуального противопоставления атрибутов красного цвета с атрибутами белого цвета.
После первого ритуального купания ребенка туго пеленали в белое, а затем перевязывали красным ремешком (специальным самотканым поясом, который передавался из поколения в поколение и опять-таки играл роль единения семьи и в первую очередь - детей).
Одним из главных атрибутов белорусского свадебного обряда был каравай, который символизировал жизнеутверждающее родовое единство, начало нового жизненного цикла в бесконечной родословной цепочке. Свадебные песни, которые звучали во время приготовления каравая и особенно в тот момент, когда его вынимали из печи, сосредотачивали внимание на идеализированной характеристике женщин-каравайщиц; далее в соответствии с принципом психологического параллелизма эти же качества переносились на каравай, который будто бы моделировал и программировал шкалу ценностей и духовную ориентацию микрокосмоса будущей семьи. Чаще всего основным цветом, который характеризовал смыслово-содержательный аспект каравая, был красный.
На Полесье сохранилась древняя форма украшения каравая "шишечками" (символом эротического начала и одновременно элементом венчания модели вселенной), а сверху еще и красными лентами. В Беларуси наиболее распространенным был трехуровневый каравай, нижняя, самая широкая часть которого символизировала род, средняя (меньшая) - семью. Завершалась композиция каравая парой "голубков" (символ молодых), повернутых друг к другу, клювик к клювику. Эти птички также перевязывались красными лентами (восьмеркой - символом вечности, бесконечности).
Когда начинали делить каравай и одаривать молодых одеждой, полотном, бельем, деньгами и скотом, в некоторых местностях первой к молодым подходила мать и дарила красную поневу.
Оксана Котович, Янка КРУК, сентябрь 2010 года. Газета "Звязда", www.zvyazda.mіnsk.by.
Далее: белый цвет в народной культуре. Смотрите все статьи.