Запоины и помолвка
Если во время сватовства отец и дочь давали собравшимся согласие на свадьбу, начинались так называемые «запоины» («запивины», «малая помолвка», «малая водка»). После «запоин» девушка считалась просватанной. В Беларуси о ней говорили: «она запита» или «закушена яичницей».
* Но после этого обряда свадьба еще не была обязательной. Если по какой-либо причине одна или другая сторона не выполняли требований, узнавали что-нибудь плохое о женихе или невесте, если не нравилось приданое или что-то еще, договоренность могла быть отменена.
* Обычно через неделю после запоин происходила помолвка. Основная цель обручения («помолвки», «большой водки», «больших запоин», «лада», «рукобития») была в окончательной договоренности о проведении свадьбы, всех ее обстоятельствах — как экономических, так и обрядовых.
* На помолвку, проходившую в доме невесты, приглашали более широкий круг родственников, которые были свидетелями переговоров и достигнутой договоренности. Участники этого обряда должны были более детально познакомиться с семьями двух родов; определить основных участников свадьбы (шафер, шаферка и т.д.); определить количество гостей с каждой стороны; количество родственников, которых необходимо почтить подарками на свадьбе; тех, кто будет печь свадебный каравай; согласиться на состав и количество приданого; тут же определялся день и время венчания и т.д.
* С XVII-XVIII вв. обряд обручения заканчивался тем, что жених и невеста обменивались кольцами и тем самым давали согласие на брак. После этого отец невесты связывал руки молодых со словами: «Дай, Боже, в добрый час, на веселую жизнь, на детишек счастья!».
* После помолвки отказаться от свадьбы было практически невозможно. И если одна из сторон все-таки отказывалась от свадьбы, то на эту семью накладывали штрафные санкции в пользу потерпевшей стороны. За соблюдением таких жестких требований следила местная общественность. Из записей корреспондента: «В Турове браки заключаются по воле родителей. В течение 25 лет было лишь 15 случаев отказа от брака со стороны жениха или невесты, и дело заканчивалось мирно с возвратом расходов той стороной, которая отказывалась» (Туров, 1898).
* В Беларуси общественное мнение высоко ставило ту девушку, к которой чаще ездили сваты. Считалось, что невеста, которую часто сватают, обладает большим количеством положительных качеств, является хорошей хозяйкой, мастерицей, или за ней будет изрядное приданое. Но такие надежды не всегда сбывались. А в народе говорили: «От большого перебора ни лаптей, ни оборов».
Газета «Звязда», в переводе: http://zviazda.by/2015/07/90974.html
Далее: баня. Смотрите все статьи раздела.